170023, г. Тверь, ул. Ржевская, д. 4
E-mail: GDB-2@yandex.ru

Решаем вместе
Есть вопрос?


Задержка речевого развития: как помочь ребенку заговорить

№7 (184) август, 2018

Продолжение. Начало в № 6(183).

Говорите с ребенком как можно больше 

Третий урок ведет главный детский невролог Минздрава Тверской области, кандидат медицинских наук, заведующая Центром детской неврологии и медицинской реабилитации Галина ЗУЕВА и клинический логопед-дефектолог высшей категории Центра ДН и МР Татьяна Калабухова.

С самых первых дней жизни маленький ребенок нацелен на познание окружающего его мира. Поглаживание, поцелуй, нежное прижатие к груди, покачивание, голос матери, ее пение, ласковый разговор с ребенком, яркая игрушка настраивают его на первые активные действия, возникает т.н. «реакция на новизну». Малыш в это время учится выражать свои эмоции к близким людям и тому, что происходит вокруг, появляются первые предметные и игровые действия. Для того чтобы у малыша появилось первое движение по направлению к игрушке нужно научиться слышать и видеть, поворачивать голову к источнику звука, рассматривать свои ручки и подвешенную над ним игрушку. И только тогда он сможет  целенаправленно схватить заинтересовавший его предмет.

Не спешите в разговорах с малышом, спокойно и размеренно проговаривайте ему, что происходит вокруг, озвучивайте свои действия. Тогда он на слух начнет воспринимать, как называется тот или иной предмет, так формируется пассивная речь. С полугода добавляйте подробности о цвете и объеме предметов: «маленькая игрушка», «красный мяч». Когда вы делаете это постоянно, ребенок учится слышать и понимать вас.

Очень важно приучить себя как можно больше разговаривать с малышом и максимально ограничивать механические звуки вокруг него – это важнейшие звенья профилактики задержки речевого развития. Если мы это выстраиваем правильно, то уже в 2,5 года ребенок начинает говорить фразовой речью, и у родителей нет проблем с его поведением, обучением. Если ваш ребенок в 2,5 года не говорит, особенно если нет так называемой своей тарабарской речи, он молчит и не озвучивает игру, обращенную к вам просьбу о чем-то, то это не вариант нормы, это проблема, которой нужно заниматься.

Как разговаривать с ребенком

 Разговаривать с ребенком нужно обычным тембром, именно этот ваш тон и тембр ребенок знает еще с внутриутробного своего состояния.

  1. Старайтесь говорить простыми фразами, но не сюсюкайте, не коверкайте слова.
  2. Если у ребенка проблема со зрением или слухом, то маме нужно как можно раньше начать ярко красить губы, чтобы он мог следить за ее губами и понимать, как именно она произносит звуки.
  3. Если у ребенка на первом году жизни были проблемы с глотанием, то, к сожалению, не избежать проблем и со звукопроизношением. Начать заниматься со специальным логопедом можно уже в первые месяцы жизни малыша, еще в доречевой период.
  4. Решайте все проблемы, как только они появляются, не откладывайте и не ждите, что само пройдет. Не пройдет. Но если решать проблемы по мере их поступления –обязательно будет результат! А лучше не дать возможность им сформироваться.

 Для улучшения развития речи и вашего взаимодействия с ребенком мы предлагаем использовать несложные развивающие упражнения для детей от рождения до года.

Для организации игры с малышом вы должны помнить:

*Внимание ребенка еще очень неустойчиво, поэтому длительность игры может быть не более 3-5 минут на первом году жизни и не более 7-10 минут на втором году жизни.

*Подберите для своего малыша несколько игр, определитесь со временем в режиме дня и каждый день в течение 3-4 недель повторяйте эти игровые упражнения.

Игры от рождения до 3 месяцев

«Сороконожки» 

Возьмите малыша на руки. Ласково рассказывая стишок, выполняйте соответствующие движения ручками и ножками ребенка.

Две сороконожки                         Как друг дружечку догнали,
Бежали по дорожке.                   Так друг дружечку обняли.
Все бежали и бежали,                Так друг дружечку обняли,
Все друг дружку догоняли.        Что едва мы их разняли!

Пощекочите шейку малыша, у него за ушками, дотроньтесь до его носика. А потом крепко обнимите и прижмите малыша к себе. Повторите игру столько раз, сколько она будет доставлять радость ребенку.

«Погремушечка играй»

Вам понадобится звонкая погремушка. Приподнимите голову малыша, лежащего на пеленальном столике. Слегка потрясите погремушку. Приближайте и удаляйте игрушку от лица малыша, убедитесь, что он ее увидел. Спрячьте игрушку за спину. Поговорите с малышом и вновь покажите ему погремушку, напевая песенку и побуждая его сосредоточить взгляд на игрушке.

Динь-дон, динь-дон,                       Ну, ну, не звени,
Всюду слышен перезвон,             Тише, тише, отдохни,
Погремушечка, играй,-                 Погремушка, не играй,
Нашу детку забавляй!                 Не играй и отдыхай!

«Где мама? Где папа? Где...»

Возьмите малыша на руки. Привлеките его внимание к своему лицу, высовывая язык, надувая щеки, округляя губы. Возьмите ручку ребенка, обхватив ее за локоток, и проведите ею по своему лицу, дотрагиваясь до губ, щек, носа и подбородка. Не забывайте ласково разговаривать с малышом. Поднесите ребенка к кому-то из членов семьи, попросите взрослого эмоционально поговорить с малышом, и вы увидите, как кроха будет внимательно разглядывать лицо взрослого. Проведите ручкой ребенка по лицу взрослого, приближайтесь и отдаляйтесь от лица.

Игры от 3 до 6 месяцев

«Носик к носику»

Ребенок у вас на руках или лежит на столике. Приближайте свое лицо к лицу малыша, говоря: «Носик к носику прижмем, улыбнемся и споем, да… да… да!» На третье «да» прикоснитесь своим носом к носику ребенка. Если последнее «да» вы пропоете чуть громче, это сделает игру забавнее. Повторите игру несколько раз, изменяя тон своего голоса, делая его то высоким, то низким.

«Разноцветный шарфик»

Повяжите яркий шарфик так, чтобы его концы свисали вам на грудь. Лягте на спину, а малыша положите себе на грудь. Привлеките его внимание к концам шарфика. Закройте ими свое лицо: «Ку-ку. Нет мамочки!» Выгляните, сказав: «Ку-ку. Вот и мамочка!» Вновь слегка встряхните шарфик, привлекая внимание малыша. Пусть он дотронется до него ручками.

Когда ребенок дотянется до шарфика, улыбнитесь и похвалите его.

«Кто меня зовет?»

Играйте в эту игру втроем. Положите ребенка на диван, а сами прилягте рядом, но так, чтоб он вас видел. Вначале позовите малыша по имени, нежно и ласково, нараспев произнеся его имя. Когда малыш повернет голову, скажите: «Вот мамочка!». Предоставьте крохе возможность порадоваться и еще раз ласково и нежно позовите его. Затем пусть папа позовет ребенка, а когда малыш повернет голову к нему, он скажет: «Вот папочка!». И вновь позовет малыша. Так ребенок научится различать ваши голоса.

Игры от 6 до 9 месяцев

«Где часики?»

Для игры вам будут нужны большие комнатные часы или простой будильник. Важно, чтоб ребенок мог их видеть, бодрствуя в кроватке или манеже. Поднесите малыша поближе к часам, если они большие, а если это будильник – приблизьте его к уху ребенка и спойте:

Ты послушай, посмотри,                Где же, где же, где часы?
Как идут часы мои,                        Вот они, часы мои,
Идут часы вот так:                      Идут часы вот так:
Тик-так, тик-так!                         Тик-так, тик-так!

Через некоторое время опять спросите малыша: «Где же часики – тик-так?»

Укажите рукой на часы, привлекая внимание малыша к ним. Со временем малыш в ответ на вопрос начнет искать часы взглядом, разворачиваться в их сторону, смотреть на них.

«Игра с куклой би-ба-бо»

Вам понадобится игрушка би-ба-бо (надевающаяся на руку). В эту игру играют два взрослых. Один держит малыша на руках, а другой, используя его плечо как ширму, показывает из-за него игрушку. Можно озвучить игрушку и этим привлечь внимание малыша (например, если это кошка, то мяукнуть).

Возьмите малыша на руки так, чтобы он смотрел через ваше плечо. Через некоторое время ваш ребенок  научится ожидать появления спрятавшейся игрушки, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону.

Игры от 9 до 12 месяцев

«Кто спрятался под шляпой?»

Нужна шляпа и 2 игрушки: мишка и зайка. Приготовьте для ребенка сюрприз. Спрячьте под шляпой мишку так, чтобы малыш этого не видел. Спросите его: «Кто там? Посмотри, кто спрятался под шляпой?» Когда ребенок найдет игрушку, спойте:

Мишка милый, мишка славный,           Весь из плюша мишка сшит,
Неуклюжий и забавный,                       Ватой пышною набит.

Попросите малыша поводить мишку, взяв за лапы, покормить его. Пока он выполняет эти действия, спрячьте под шляпой зайчика. Потрогайте шляпу, воскликните: «Посмотри, там еще кто-то спрятался!» Когда малыш достанет зайчика, скажите:

Зайчик, ты зайчик, коротенькие ножки, мягкие сапожки!

Попросите малыша покормить зайчика и спать уложить. Учите ребенка выполнять действия по вашей просьбе и осваивать новые движения с другими игрушками.

«Высыпаем из пакета»

Положите малыша на животик или посадите. Вам понадобятся чистые прозрачные пакеты. Положите в них разные мелкие игрушки или предметы:

шарики, кубики, погремушки. Возьмите один пакет и высыпьте его содержимое перед малышом, радостно восклицая: «Бах! Упали, покатились! Вот так!» Предложите малышу самому высыпать из них содержимое, а затем вы вместе будете собирать эти предметы в пакеты.

Эти и другие развивающие игры мы разучиваем на логопедических занятиях

в Центре детской неврологии и медицинской реабилитации, где проводится «Лого-круг» с детьми раннего возраста, используя приемы и методики, направленные на развитие сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), игротерапию и музыкотерапию для малышей.

Будьте здоровы! Удачи вам и вашим детям!

Полезные сайты

Государственное бюджетное учреждение
здравоохранения Тверской области
«Клиническая детская больница №2»

170023, г. Тверь, ул. Ржевская, д. 4

E-mail: GDB-2@yandex.ru